Производственная практика ПП.06
(ПП.06)

Интеллектуальные системы и технологии

Целью освоения дисциплины «Системы искусственного интеллекта» является формирование набора компетенций (ПК-2, ПК-3, ПК-10, ПК-15, ПК-16) будущего бакалавра по направлению подготовки 09.04.02 «Информационные системы и технологии».

Задачами освоения дисциплины являются:

 – ознакомление с основными понятиями и проблемами искусственного интеллекта, принципами организации интеллектуальных информационных систем и тенденциями их развития;

– формирование представлений о современном уровне развития интеллектуальных информационных систем и технологий;

– ознакомление с направлениями развития искусственного интеллекта;

 – формирование первоначальных навыков построения интеллектуальных информационных систем и их применения для решения широкого круга профессиональных задач.

 

Искусственный интеллект (ИИ) как наука существует около по-лувека. Первой интеллектуальной системой считается программа «Ло-гик– Теоретик», предназначенная для доказательства теорем и исчис-ления высказываний. Её работа впервые была продемонстрирована 9 августа 1956 г. В создании программы участвовали такие известные учёные, как А. Ньюэлл, А. Тьюринг, К. Шеннон, Дж. Лоу, Г. Саймон и др. За прошедшее с тех пор время в области ИИ разработано великое множество компьютерных систем, которые принято называть интеллек-туальными. Области их применения охватывают практически все сферы человеческой деятельности, связанные с обработкой информации.

 

На сегодняшний день не существует единого определения, кото-рое однозначно описывает эту научную область. Академик Г.С. По-спелов в книге «Искусственный интеллект – основа новой информаци-онной технологии» писал [7]: «под "искусственным интеллектом" по-нимается наука о том, как заставить машину делать то, что умеет де-лать умный человек». Среди многих точек зрения на область разрабо-ток искусственного интеллекта доминируют следующие три. Согласно первой исследования в области ИИ относятся к фундаментальным, в процессе которых разрабатываются новые модели и методы решения задач, традиционно считавшихся интеллектуальными и не поддавав-шихся ранее формализации и автоматизации. Согласно второй точке зрения это направление связано с новыми идеями решения задач на ЭВМ, с разработкой новых технологий программирования и с перехо-дом к компьютерам не фон-неймановской архитектуры. Третья точка зрения, наиболее прагматическая, основана на том, что в результате исследований, проводимых в области ИИ, появляется множество при-кладных систем, способных решать задачи, для которых ранее созда-ваемые системы были непригодны. По последней трактовке ИИ явля-ется экспериментальной научной дисциплиной, в которой роль экспе-римента заключается в проверке и уточнении интеллектуальных сис-тем, представляющих собой аппаратно-программные информационные комплексы.